Телефон в Москве: 8 499 3488848

Техническая поддержка:
www.4040484.ru

Фильтр
по отрасли:
Главная    Статьи    Тест автомобильных АКБ

Тест автомобильных АКБ


Восемнадцать моделей аккумуляторных батарей номинальной емкостью 55 ампер-часов, каждая в трех экземплярах — 825 килограммов общей массы и 2970 ампер-часов суммарной емкости! А если бы мы соединили все эти батареи последовательно, то получили бы напряжение более семисот вольт…

Но у нас были другие планы. С помощью специалистов испытательной лаборатории свинцовых аккумуляторов и аккумуляторных батарей ОАО «Научно-исследовательский и технологический институт стартерных аккумуляторов», аккредитованной Госстандартом, мы решили выяснить, какие из этих моделей лучше, а какие хуже справляются со своими обязанностями.

Испытатели выдвинули жесткое условие — отбирать для теста только «свежие» батареи, с момента выпуска которых прошло не больше трех месяцев. Ведь лежа на прилавках или на складах магазинов дольше, они успевают подвергнуться действию саморазряда. Кроме того, отсутствие нормальных циклов разряда и зарядки, которым батарея подвергается при эксплуатации на автомобиле, негативно сказывается на состоянии электролита и свинцовых электродов и снижает фактическую емкость.

Кстати, при сертификации аккумуляторных батарей требования к сроку выпуска по ГОСТу еще строже — они должны быть выпущены не более чем за 30 суток до начала испытаний.

Но попробуйте найти в магазине «свежую» трехмесячную батарею! Во-первых, многие из батарей, которые мы были готовы приобрести, были выпущены и полгода, и год назад. Во-вторых, на многих марках дата изготовления попросту отсутствовала — причем не только на отечественных, но и на импортных. Действовать приходилось, как в детективах. Мы требовали у продавцов транспортные накладные, в которых стояли точные отметки о дате отгрузки партии батарей с завода, или копии таможенных деклараций — чтобы узнать, когда товар пересек границу России…

И, конечно, мы интересовались наличием так называемого сертификата соответствия. Это основной документ, подтверждающий соответствие товара действующим российским ГОСТам и разрешающий его продажу на территории страны. Кстати, любой покупатель при сомнениях в подлинности товара вправе потребовать у продавца все эти документы или их заверенные копии.

Несколько дней, проведенных в разъездах по магазинам Москвы и Подмосковья, принесли немалый улов — 18 наиболее распространенных марок аккумуляторных батарей емкостью 55 ампер-часов (мы выбрали эту «размерность» как наиболее актуальную в России). Каждая из батарей приобреталась в количестве трех штук — согласно требованиям ГОСТ 959-91 «Батареи свинцовые аккумуляторные стартерные напряжением 12 В для автомобильной и мотоциклетной техники».

Из отечественных марок мы приобрели АкТех из Свирска Иркутской области, батареи с «автобусным» названием ПАЗ — именно так сокращается название Подольского аккумуляторного завода. Купили мы и Катод из Санкт-Петербурга. Под маркой Tyumen Battery («Тьюмен бэттери») теперь продается продукция Тюменского аккумуляторного завода. Нашли мы и новинку Саратовского завода Электроисточник — батарею Пилот. Два совершенно новых имени в мире производителей аккумуляторных батарей — Buran из Коврова Владимирской области и Титан из Бора, что под Нижним Новгородом. Причем Титан производится по лицензии американской компании Exide.

В белорусском Пинске на заводе Полесские аккумуляторы налажен выпуск батарей Зубр по технологии американской фирмы Centra — мы купили и их. Кроме того, список «отчасти наших» пополнили батареи Пауэр Интернэшнл, которые по заказу и техническим условиям одноименной московской компании производят на заводах в разных странах. Так, к примеру, купленные нами батареи Пауэр Интернэшнл серии Bronze оказались родом из Южной Кореи.

Теперь о стопроцентных «иностранцах». Родом из Германии батареи Kraft и Varta серии Blue Dynamic. Bosch серии Silver сделан в Испании. Две известные марки из Словении — Topla и Black Horse. Честь итальянской марки Fiamm отстаивали батареи серии Base System. Кроме того, купили мы и две очень популярные в нашей стране батареи — турецкий Mutlu и испанский Tudor. Завершил список Bost из Южной Кореи.

Все батареи мы разделили на три группы — малообслуживаемые, необслуживаемые и необслуживаемые «кальциевые». Об этом стоит рассказать поподробнее.

Теперь уже почти никто не выпускает старых «черных» батарей, названных так из-за характерного цвета эбонитовых корпусов. Они были «полностью обслуживаемыми» — часто требовали долива дистиллированной воды, так как она интенсивно выкипала при заряде батареи из-за повышенного содержания сурьмы в свинцовом сплаве токоотводов электродов (до 6,5% в положительном и до 7,5% в отрицательном). Потом появились так называемые малообслуживаемые батареи с уменьшенным до 2—3% содержанием сурьмы — пониженную механическую прочность малосурьмянистых сплавов научились компенсировать, выпуская электроды иной конструкции и добавляя легирующие компоненты — мышьяк, олово, медь, серу и селен. Газовыделение при заряде малообслуживаемых батарей ниже, но долив дистиллята все-таки требуется.

Однако прогресс не стоял на месте — появились необслуживаемые батареи. Запас электролита над пластинами у них больше — вместе с пониженными темпами «выкипания» это позволяет производителям гарантировать больший срок службы, чем у батарей малообслуживаемых. Необслуживаемые батареи делятся на два класса — гибридные и кальциевые. Токоотводы положительных электродов гибридных батарей для уменьшения газовыделения сделаны из низкосурьмянистых свинцовых сплавов (содержание сурьмы — менее 2%). А токоотводы их отрицательных электродов сделаны из свинцово-кальциевых сплавов.

Ну а у кальциевых батарей токоотводы обоих электродов сделаны из бессурьмянистых свинцово-кальциевых сплавов с добавками олова, алюминия и иногда серебра.

Каковы недостатки и достоинства батарей разных типов? Малообслуживаемые относительно недороги, но все же требуют периодического контроля за уровнем электролита. Необслуживаемые дороже, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода — в их корпусах часто даже не делают пробок. А необслуживаемые кальциевые батареи благодаря еще более низкому газовыделению должны служить пять-семь лет — тоже вообще без какого-либо ухода. Но «кальциевые» батареи больше, чем низкосурьмянистые, боятся глубоких разрядов — если несколько раз подряд полностью разрядить такой аккумулятор, то он может выйти из строя.

В нашем тесте малообслуживаемых батарей всего две — это Bost и Fiamm. Зато необслуживаемых аккумуляторов много: ПАЗ, Пилот, Tyumen Battery, Buran, Зубр, Black Horse, Kraft и Пауэр Интернэшнл. Группу «кальциевых» аккумуляторов составили Катод, Титан, Mutlu, Topla, Varta и Bosch. Причем последние две батареи оказались самыми «продвинутыми» — с добавками серебра.

Сначала мы обмерили и взвесили все батареи. Самыми легкими оказались «кальциевые» батареи Topla, Mutlu и Титан. А самыми тяжелыми — Buran, Tyumen Battery и ПАЗ.

Кстати, батареи из Подольска, Саратова и Тюмени не имеют ручек. А вот остальные 15 батарей мы в полном соответствии с ГОСТом проверили на разрывной машине — на прочность крепления ручек. Выдержали все.

Затем у всех образцов проверили плотность электролита — она должна составлять не менее 1,26 г/см3. После этого все батареи зарядили током в 5,5 ампер до полной готовности.

Первое серьезное испытание — проверка фактической емкости батарей при 20-часовом режиме разряда. Их помещают в специальную водяную ванну, где во время всего теста поддерживается постоянная температура — 25 градусов. Батарею начинают разряжать постоянным током в 2,75 ампер — и фиксируют время падения напряжения на выводных клеммах до 10,5 вольт. Фактическая емкость батареи вычисляется как произведение контрольного времени разряда и разрядного тока.

Пять марок батарей это испытание не выдержали. Но если у испанской марки Тudor номинальной емкости не показал лишь один образец из трех, то среди батарей Fiamm до номинала не дотянули два, а у батарей Kraft, Black Horse и Титан — все три образца! Скорее всего, продавцы нас все-таки обманули и продали нам старые, лежалые батареи.

Все остальные марки с запасом выдали заявленные 55 ампер-часов номинальной емкости. Явными лидерами по фактической емкости стали необслуживаемые ПАЗ, Пилот, Tyumen Battery, Buran, Пауэр Интернэшнл, малообслуживаемый Bost и кальциевые Катод, Bosch, Mutlu, Тopla и Varta.

Второй вид испытаний по ГОСТу — имитация холодного пуска, то есть проверка токоотдачи при низких температурах. Сначала предварительно заряженные батареи 24 часа выдерживают в морозильной камере при температуре –18°С, а затем разряжают предписанным ГОСТом стартерным током — 255 ампер.

Что требуется от батареи, чтобы выдержать испытание холодным пуском? Во-первых, через 30 секунд непрерывного разряда напряжение на клеммах не должно быть ниже 9 вольт. А во-вторых, в живых батарея должна продержаться как минимум две с половиной минуты — за это время напряжение не должно упасть ниже 6 вольт. После достижения шестивольтовой отметки разряд прекращают — крутить стартер батарея будет уже не в состоянии.

«Холодный» тест по ГОСТу отлично выдержали 11 батарей — ПАЗ, Пилот, АкТех, Титан, Катод, Зубр, Tyumen Battery, Bosch, Bost, Пауэр Интернэшнл и Tudor. Но мы на этом не остановились. Дело в том, что в Европе действуют нормы EN 60095-1, требования которых по холодной токоотдаче существенно отличаются от отечественных. Разрядка проводится гораздо более сильным током (до 500 ампер), но выдавать этот огромный ток батарея должна всего лишь 10 секунд. То есть этот тест имитирует работу батареи во время холодного пуска мощной иномарки, которая гарантированно заведется за несколько секунд, но потребует при этом большой токоотдачи. В настоящее время для отечественных батарей эти требования носят скорее рекомендательный характер, но в июне 2003 года вступит в силу новый ГОСТ, где наряду с нынешними требованиями к низкотемпературной токоотдаче будут и требования, аналогичные европейским. Поэтому мы решили подвергнуть этому испытанию все батареи.

Остаточное напряжение после 10-секундного европейского «холодного» теста не должно падать ниже 7,5 вольт. А что касается времени падения до шестивольтового порога, то правилами предусмотрены два варианта — «мягкий» и «жесткий». Для батарей, предназначенных для эксплуатации в регионах с мягким и умеренным климатом, норматив падения напряжения до 6 вольт — 90 секунд. А вот аккумуляторы для более холодных регионов должны сопротивляться разряду до 6 вольт дольше — две с половиной минуты, как и по российскому ГОСТу. Кроме того, при «жестком» разряде фиксируется и остаточная емкость батареи — она должна быть не менее 20% от номинальной. В нашем случае это 11 ампер-часов.

С европейским холодным пуском по умеренным требованиям не справились лишь Black Horse и Kraft — скорее всего, тоже из-за большого срока хранения купленных нами конкретных батарей. А вот после «жесткого» теста отсев произошел заметный — более двух с половиной минут продержались лишь 9 батарей. Что приятно, пять из них — это отечественные АкТех, ПАЗ, Пилот, Tyumen Battery и Катод. А из импортных «жесткий» холодный пуск обеспечили лишь Пауэр Интернэшнл, Tudor, Varta и Bosch.

К сожалению, батареи Титан, Buran и Bost в этом испытании не участвовали — производители не указали для них токов холодной прокрутки по европейским нормам. Видимо, ковровцы и нижегородцы, так же, как и корейцы, не планируют импорта своих батарей в Европу. Правда, тогда непонятно, почему все этикетки на аккумуляторе Buran написаны по-английски. Есть лишь одна русскоязычная надпись — название завода!

Последнее испытание — так называемая наработка циклированием. Это самый сложный, трудоемкий и дорогой тест. Ведь он состоит из пяти недельных циклов непрерывной зарядки и разрядки батарей токами разной величины в заданной последовательности и при разных температурах — от +40°С до –18°С! Батарея должна выдержать пять таких недельных циклов, после чего напряжение на ее клеммах на 30-й секунде стартерного заряда при температуре –18°С и токе 255 ампер не должно упасть ниже 7,2 вольт. Фактически это ускоренный ресурсный тест, каждая неделя которого имитирует приблизительно один год жизни батареи в реальных условиях.

До ресурсного теста добрались 12 марок. Допуском к участию в нем согласно ГОСТу стало выполнение батареями нормативов в емкостном и обоих холодных испытаниях. Не получили его Титан, Black Horse, Fiamm, Kraft, Multu и Topla. Tudor представляли лишь два образца — один отсеялся во время проверки фактической емкости батарей. А марку Varta остался защищать только один образец.

Честно говоря, во время ресурсного теста мы ожидали серьезного отсева. Но за полтора месяца циклов заряда-разряда раньше времени отказали всего две батареи — по одному образцу от марок Buran и Катод. А лучше всех ресурсный тест выдержали АкТех, ПАЗ и Пауэр Интернэшнл — их электрические характеристики после пяти недель наработки циклированием существенно выше, чем у батарей других марок.

Итак, шесть марок аккумуляторных батарей прошли все испытания без единого замечания в полном составе. Среди лидеров четверо «россиян» — это ПАЗ, Пилот, Актех и Тyumen Battery, — а также испанский Bosch и сделанный в Южной Корее Пауэр Интернэшнл. На ступеньку ниже с отметкой «хорошо» — Bost, Зубр, Buran, Катод и Varta. Четыре марки — Титан, Multu, Topla и Tudor — заработали удовлетворительные оценки. А «неуд» — у батарей Black Horse, Fiamm и Kraft.

Теперь давайте вернемся к вопросу о достоинствах и недостатках батарей разных типов. Смотрите: среди шести «отличников» ни одной малообслуживаемой, пять необслуживаемых батарей — и лишь одна «кальциевая». Выходит, не зря специалисты предупреждают о том, что «кальциевые» аккумуляторы нельзя подвергать глубоким разрядам!

Итак, наши рекомендации. Для отечественных машин и для подержанных иномарок подойдут и малообслуживаемые, и необслуживаемые батареи. Но предпочтительней все же малообслуживаемые батареи. Они не столь чувствительны к перезаряду, нежели малообслуживаемые, и в то же время в состоянии выдерживать глубокий разряд — например, во время длительной работы стартера зимой, когда мотор отказывается заводиться с первой попытки. При этом контролировать уровень электролита надо будет не чаще одного-двух раз в год.

А вот владельцам новых иномарок, у которых проблем с пуском мотора быть не должно, мы наряду с необслуживаемыми батареями можем порекомендовать и «кальциевые». Ведь при отсутствии глубоких разрядов они будут служить очень долго — в полтора-два раза дольше необслуживаемых.

 

 

Фактическая емкость аккумуляторных батарей при 20-часовом режиме разряда, Ач
Нормане менее 55
Номера образцов123
АкТех-Байкал57,357,657,2
Buran58,661,661,3
Зубр55,056,056,9
ПАЗ57,85863,4
Катод60,860,557,7
Пилот57,258,261,5
Титан47,146,047,1
Tyumen Battery58,960,362,3
Bosch Silver59,559,658,6
Bost64,957,964,4
Black Horse54,453,554,3
Fiamm Base System51,651,857,3
Kraft48,151,647,3
Mutlu59,558,658,6
Пауэр Интернэшнл58,859,259,1
Topla59,158,458,8
Tudor57,249,655,9
Varta Blue Dynamic57,255,959,3
Выделены значения, не соответствующие нормативу.


Электрические характеристики в стартерном режиме при температуре –18°С и токе разряда 255 А (по ГОСТ 959-91)
Напряжение через 30 секунд разряда, ВПродолжительность разряда до 6 вольт, минут
Нормане менее 9не менее 2,5
Номера образцов123123
АкТех-Байкал9,59,79,72,62,82,7
Buran8,78,78,73,23,23,3
Зубр9,19,19,02,82,72,8
ПАЗ9,79,79,72,92,63,1
Катод9,69,79,62,92,53,0
Пилот9,39,29,42,93,03,1
Титан9,69,69,63,02,82,8
Tyumen Battery9,09,09,02,62,92,9
Bosch Silver9,49,49,42,82,92,7
Bost9,09,19,02,72,82,6
Black Horse9,59,59,51,92,31,9
Fiamm Base System9,29,09,12,22,22,4
Kraft8,88,88,71,01,30,9
Mutlu9,59,69,52,32,01,8
Пауэр Интернэшнл9,39,39,43,33,43,2
Topla9,89,79,72,32,12,3
Tudor9,59,59,52,82,72,9
Varta Blue Dynanic9,49,59,52,12,22,6
Выделены значения, не соответствующие нормативам.


Электрические характеристики в стартерном режиме при температуре –18°С и разряде током холодной прокрутки, рекомендованным производителем (по EN 60095-1)
Ток холодной прокрутки, АНапряжение через 10 секунд разряда, ВПродолжительность разряда до 6 В, сОстаточная емкость, Ач
Норма:
— умеренные условия эксплуатациине менее 7,5не менее 90не регламентирована
— тяжелые условия эксплуатациине менее 7,5не менее 150не менее 11
Номера образцов123123123
АкТех-Байкал4258,58,68,615716016411,111,311,6
Зубр4757,16,97,01121171178,89,29,2
ПАЗ4408,48,48,417116117312,511,812,6
Катод4308,38,38,216915017212,111,012,3
Пилот4407,87,77,818018518313,213,613,4
Tyumen Battery4007,67,67,517919320111,912,813,3
Bosch Silver4207,87,97,916017316411,212,111,5
Black Horse4757,47,37,483100876,57,96,9
Fiamm Base System4207,67,37,3981061156,37,48,0
Kraft4207,17,07,05873454,05,13,1
Mutlu4508,08,18,01091171088,28,88,1
Пауэр Интернэшнл4207,87,87,818819118113,113,312,6
Topla4808,18,18,0105951028,47,68,1
Tudor4708,17,98,115912715812,49,912,3
Varta Blue Dynamic4207,97,97,91241331618,69,311,2
Выделены значения, не соответствующие нормативам даже умеренных условий эксплуатации.
У батарей Bost, Титан и Buran токи холодной прокрутки не указаны, поэтому испытания на их соответствие требованиям EN 60095-1 не проводились.


Испытания на долговечность (наработка циклированием)
Количество цикловНапряжение на 30-й секунде стартерного разряда, В
Нормане менее 5более 7,2
Номера образцов123123
АкТех-Байкал5559,19,08,8
Buran5538,48,5менее 6
Зубр5557,67,57,5
ПАЗ5559,19,29,2
Катод5258,5менее 69,2
Пилот5558,38,58,4
Tyumen Battery5558,68,38,5
Bosch Silver5559,28,9менее 6
Bost5558,68,68,6
Пауэр Интернэшнл5559,19,19,2
Tudor558,3менее 6
Varta Blue Dynamic59,1
Выделены значения, не соответствующие нормативу.

01 мая 2010

Дмитрий ШЕВЦОВ
По материалам сайта www.autoreview.ru