Телефон в Москве: 8 499 3488848

Техническая поддержка:
www.4040484.ru

Фильтр
по отрасли:
Главная    Статьи    Чтоб не села батарейка

Чтоб не села батарейка


Быстро и безошибочно определять текущее состояние аккумуляторной батареи и контролировать процесс ее зарядки можно при помощи специализированного прибора — тестера. Фирма Midtronics предлагает тестеры, использующие патентованную технологию измерения активной проводимости.

Значимость одного из основных компонентов системы энергообеспечения — аккумуляторной батареи (АКБ) — доказывать не нужно. Мощные стартеры, большое количество дополнительного оборудования и электронных устройств управления современного автомобиля представляют собой весомую нагрузку для бортовой сети. В этих условиях к АКБ предъявляются особые требования:

  • повышенная отдача энергии при экстремальных условиях (пуск двигателя, обогрев или кондиционирование салона, подогрев сидений и т.д.);
  • высокий уровень подзарядки на пониженных оборотах двигателя (при ежедневных непродолжительных поездках по городу);
  • стабильность бортового напряжения в любых условиях, определяющаяся в первую очередь потребностями электронных систем управления (двигателя, трансмиссии, тормозных механизмов, устройств безопасности и прочих).

Зачастую, пока АКБ функционирует надежно, о ее существовании попросту забывают. Эта тенденция стала особенно заметной с появлением так называемых «необслуживаемых батарей», которые, тем не менее, требуют к себе большого внимания при выполнении ТО автомобиля.

Согласно данным Ассоциации водителей автомобилей Германии (ADAC), в 2000 году в Европе около 33% отказов автомобилей произошло из-за неисправности основных компонентов электрооборудования, в том числе АКБ.

Выход из строя автомобильных батарей происходит главным образом по следующим причинам:

  • потеря емкости АКБ в процессе хранения;
  • старение АКБ из-за повышенной температуры;
  • неисправности электрооборудования, вызванные неполадками в цепи заряда и разрядом АКБ постоянно включенными потребителями энергии;
  • недостаточная зарядка АКБ при непродолжительных поездках.

Результаты эксплуатации неисправного аккумулятора могут быть различными — от сбоев в работе бортовой электроники до невозможности запуска двигателя. В общем, стоит вспомнить крылатую фразу знаменитого киногероя: «С плохим аккумулятором — это не жизнь!». Чтобы избежать этих проблем, необходимо периодически тестировать АКБ и при необходимости выполнять известные всем профилактические работы: поддерживать требуемую плотность электролита и подзаряжать.

Существуют традиционные методы диагностики аккумулятора:

  • замер плотности электролита в банках и «ускоренный разряд» с помощью нагрузочной вилки;
  • оценки состояния АКБ по неравномерности газовыделения при зарядке.

Каждый из них имеет ряд недостатков, среди которых можно отметить:

  • необходимость отключения и полной зарядки аккумулятора;
  • потерю заряда при тестировании;
  • нестабильность результатов, вызываемую нагревом при замерах;
  • низкую информативность результатов измерений;
  • возможность оценки только текущего состояния АКБ;
  • сложность процедуры проверки;
  • опасность искрообразования при подключении нагрузочной вилки. Последний недостаток имеет весьма важное значение при проведении проверок АКБ в закрытых помещениях.

Зная минусы существующих способов проверки, американская компания Midtronics, специализирующаяся на производстве оборудования для проверки АКБ, предложила альтернативную методику контроля состояния аккумулятора. Она заключается в измерении активной проводимости АКБ. Этот параметр, непосредственно связанный с величиной тока холодного запуска, является показателем состояния батареи. Малая величина активной проводимости свидетельствует о старении АКБ по причине снижения площади активной поверхности пластин вследствие их сульфатации. Кроме того, величина активной проводимости может быть использована для выявления неисправных секций, короткого замыкания или обрывов в АКБ.

Активная проводимость определяется путем подачи низковольтного переменного сигнала на положительную клемму АКБ и измерения ответного сигнала на другой клемме (рис. 1).

Чтоб не села батарейка

При этом нет необходимости отключать или заряжать аккумулятор.

По результатам измерений определяются два оценочных параметра, характеризующих общее состояние батареи: состояние заряда АКБ; состояние работоспособности АКБ.

Физический смысл параметров можно проиллюстрировать примерами.
Состояние заряда «полной» АКБ можно сравнить с полностью заправленным топливным баком. Напряжение каждой секции в норме. Напряжение на клеммах 12,7В соответствует номиналу.

Состояние заряда «пустой» АКБ можно сравнить с полупустым топливным баком. Напряжение каждой секции ниже номинала. Напряжение на клеммах 11,7В ниже номинала.

Удовлетворительное состояние работоспособности АКБ похоже на топливный бак, имеющий номинальные геометрические размеры и емкость. Площадь активной поверхности пластин в норме..

Неудовлетворительное состояние работоспособности АКБ похоже на топливный бак с нарушенными геометрическими размерами («смятый бак») и уменьшенной емкостью. Площадь активной поверхности пластин меньше номинала.

В зависимости от текущего состояния АКБ можно наблюдать то или иное сочетание оценочных параметров и, анализируя их, принять решение о необходимости замены, подзарядки или дальнейшего использования тестируемой АКБ.

Оперативность, простота, повторяемость результатов — вот главные преимущества проверки АКБ при помощи измерения активной проводимости по сравнению с оценкой состояния батарей традиционными методами.

Кроме того, метод измерения активной проводимости позволяет с минимальными затратами осуществить подбор пары АКБ. Это необходимо при использовании в схеме электропитания двух последовательно соединенных батарей. Известно, что двух абсолютно идентичных АКБ не существует, поэтому и нагрузки на каждую из пары АКБ как в режиме зарядки, так и в режиме разряда разные. Соответственно, более нагруженная АКБ выйдет из строя в первую очередь.

Фирмой Midtronics разработаны и производятся несколько типов тестеров АКБ, реализующих новую технологию.

Экспресс-проверку АКБ с использованием приборов Midtronics можно рекомендовать не только при выполнении ТО автомобилей на станциях технического обслуживания, но и при их профилактическом осмотре в процессе эксплуатации на автопредприятиях. Приборы будут полезны специалистам фирм, торгующих запасными частями, при контроле качества АКБ, поступающих от производителя. Кроме того, тестеры пригодятся при продаже автомобилей для принятия решения о гарантийной замене аккумулятора.

В дальнейшем мы планируем рассказать об «интеллектуальном» зарядном устройстве, реализующем технологию измерения активной проводимости в процессе зарядки АКБ. Преимущества метода позволяют провести тест заряжаемой АКБ и, оптимизировав ток, выполнить ее зарядку. Необходимо отметить, что и процессы тестирования и зарядки не сопровождаются образованием искр, что весьма важно в условиях закрытых помещений автопредприятий и автосервисов.

Журнал: «Автомобиль и Сервис» (www.abs.msk.ru)  Август, 2002